Рилив-терапия в 2024 году: принципы, техники, польза для самопознания

Рилив-терапия в 2024 году: принципы, техники, польза для самопознания

Рилив-терапия — новое российское направление глубинной психотерапии, разработанное кандидатом психологических наук Евгением Поляковым. Со слов основателя ,Поляков Евгений Анатольевич собрал лучшее из разных подходов — психоанализа, гештальт-терапии, транзактного анализа — с акцентом на самопознание клиента, пришедшего без предварительной запроса.

Целью является глубинная работа с человеком путем синтеза различных техник из этих направлений для более эффективного решения проблем. Подход представляет собой гибрид разных техник с ориентацией на самопознание. 

Концепция предполагает, что ранний жизненный опыт в детстве, включая травматические события и ситуации, в значительной степени формирует личность и ее модель поведения. Предполагается, что повторное осмысление и переосмысление негативных детских переживаний позволяет избавиться от негативного влияния травм прошлого и по-новому взглянуть на мир, благодаря чему можно изменить актуальное эмоциональное состояние и проблемные жизненные сценарии.

Проведение терапии

В рилив-терапии психотерапевт, направляя внимание клиента на конкретные эпизоды биографии или аспекты личности, помогает глубже погрузиться в воспоминания и переживания, связанные с этими аспектами. Он берет на себя роль фокусировщика, а не эксперта. То есть, психотерапевт концентрирует внимание клиента на определенном материале, предлагая осознать эмоциональный опыт и паттерны поведения, связанные с ним, и не давая уходить рассуждениям в сторону, чтобы более полно выйти на глубинные истоки текущих жизненных трудностей.

В рамках рилив-терапии основной целью является всестороннее рассмотрение проблемы клиента путем выведения на поверхность подробных воспоминаний о травматических событиях прошлого, которые, предположительно, легли в основу актуальных проблем. Для этого психотерапевт, фокусируясь непосредственно на симптомах, усиливает их методами регрессии и эмоционального переживания, стимулируя тем самым возникновение в памяти деталей ранних травмирующих переживаний. Затем они анализируются с целью осознания происхождения и влияния на текущее состояние.

В рамках рилив-терапии после того, как клиенту под руководством психотерапевта удается вспомнить и проанализировать ключевые травматические эпизоды прошлого, он самостоятельно подходит к их осмыслению и переоценке. То есть, выстраивает новую интерпретацию последовательности событий своей биографии и делает собственные выводы об истоках и взаимосвязи имеющихся проблем. Данный этап терапии, когда внутренний конфликт доводится клиентом до осознанного понимания, в полной мере соответствует принципам психоаналитического метода З. Фрейда, считавшего достаточным для решения проблем личности выведение бессознательного конфликта на анализируемый уровень сознания.

В начальной стадии рилив-терапии сессии носит слабоструктурированный характер. Основные задачи психотерапевта на этом этапе: более подробно выяснить характер обращения клиента, собрать субъективные сведения о его эмоциональном состоянии и проблеме, поработать над снятием психологического дискомфорта. Всё это нужно, чтобы подготовить почву для последующей более целенаправленной работы с его запросом путем углубленного анализа возможных истоков и связей с прошлым опытом.

По мере прохождения нескольких сессий, когда клиент начинает более подробно раскрывать характер своих проблем, терапевт выделяет основные жизненные сферы, требующие дополнительной проработки. С каждой последующей встречей его вопросы и методы воздействия на клиента становятся все более целенаправленными и сфокусированными на конкретных аспектах, тогда как ход сессии приобретает более четкую логическую структуру. Каждая выявленная значимая тема рассматривается с глубиной до достижения нового уровня осознания и принятия решений.

Работа в рамках рилив-терапии должна быть основана на нескольких принципах. Ниже они перечислены.

Принцип оптимальности

Он предполагает, что целесообразно решать проблемы клиента не столько на уровне его заявленного запроса, сколько на концептуальном уровне, изменяя его интерпретацию событий, эмоциональное состояние и личностные ресурсы. В ряде случаев это может означать даже отказ от прямого устранения заявленной проблемы в пользу развития других сфер.

По результатам рилив-терапии первоначальная проблема перестаёт восприниматься столь болезненно и остро, становясь обыденным и не вызывающим дискомфорта аспектом жизни клиента.

Принцип равновесия

Он подразумевает изучение перекосов в личности клиента с целью выравнивания аналогично концепции полярностей в гештальт-терапии и работе с тенью в юнгианском анализе. Если личность проявляет излишнюю агрессию, терапевт направит работу на развитие добра, тепла, принятия, и наоборот. При этом психотерапевт стремится сбалансировать имеющиеся проблемы за счёт активизации других сфер жизни клиента, позволяя ему перейти от аврального к обычному рабочему режиму разрешения жизненных трудностей. Так достигается уравновешенное функционирование личности.

Принцип комплексного подхода

Комплексный подход к терапии предполагает структурированную работу со всеми сферами жизни клиента и аспектами его личности с целью получения максимального эффекта. При этом психотерапевт должен обладать широким набором навыков и инструментов, позволяющих эффективно прорабатывать проблемы любой природы. Только комплексное взаимодействие со всеми сторонами личности и жизненного опыта может обеспечить глубокое изменение и устойчивое улучшение психологического состояния клиента.

Принцип гармонии

Принцип отказа от изменения внешних обстоятельств в пользу внутреннего развития и гармонизации предполагает, что целью рилив-терапии является не устранение какого-либо симптома, а саморазвитие индивида. Например, при обращении супружеской пары с жалобами на несоответствие их ролей стереотипам, более продуктивным подходом будет не менять внешнюю структуру, а помочь каждому осознать и реализовать имеющийся внутренний ресурс и потенциал, гармонизировав взаимоотношения без устранения симптома как такового. Целью становится саморазвитие, а не внешнее изменение проблемной ситуации.

Принцип активности

Он означает, что человек сам активно формирует ситуации, в которых находится, а также порождает своим поведением реакцию окружающих и становление их отношения к себе. Следовательно, в рамках рилив-терапии приоритет отдается анализу действий самого клиента, а не внешних обстоятельств. Цель заключается не столько в объяснении поведения других людей, сколько в раскрытии активной роли самого человека в создании жизненных обстоятельств и возникновении проблемных ситуаций посредством собственных поступков и решений.

Принцип инсайта

Это подразумевает, что единственным эффективным решением проблемы является достижение качественного изменения понимания данной проблемной области. Такое изменение, или инсайт, достигается посредством периодического погружения клиента в проблему на сессиях рилив-терапии и отстранения от неё, позволяющего собрать и проанализировать дополнительную информацию, которой он не воспользовался непосредственно при возникновении проблемы. Инсайт приводит к смене когнитивной схемы, в рамках которой данная ситуация перестаёт восприниматься как проблематичная.

Принцип проработки моральных ориентиров

В рилив-терапии большое значение имеют анализ ценностных и морально-нравственных ориентиров личности. Одной из основных причин эмоционального дискомфорта человека является расхождение между личными принципами и реальным поведением. Поэтому важным аспектом терапии выступает выявление и переосмысление имеющихся установок. В результате клиент приходит к осознанному отказу либо подтверждению верности своих принципов и готовности следовать им в дальнейшем. Это позволяет устранить внутренний конфликт и снизить уровень дискомфорта.

Работа с подсознанием

В рилив-терапии исходят из того, что основные причины возникновения проблемных ситуаций в жизни человека скрыты в его бессознательном. То, чего хочет подсознание, всегда будет присутствовать в различных формах, в то время как накопление желаемого на осознанном уровне не приведет к желаемому результату, если это противоречит бессознательным установкам. Глубинные процессы оказывают гораздо более существенное влияние на поведение и жизненные ситуации, чем контроль сознательной воли. Следовательно, ключевой задачей терапии является выведение на поверхность и переосмысление скрытых мотивов.

Рилив-терапия может быть ориентирована на два основных направления в зависимости от специфики конкретного случая. С одной стороны, она нацелена на выявление и переработку первопричины проблемы в виде какой-либо ранней травмы или формирующего опыта. С другой стороны, терапия может быть сфокусирована на выявлении и устранении вторичной выгоды, которую индивид извлекает из поддержания текущего проблемного уклада жизни на бессознательном уровне, несмотря на очевидный внешний дискомфорт. Таким образом, цель терапии достигается либо путем работы с первопричиной, либо через устранение бессознательной мотивации к сохранению статус-кво.

Методы

Основным методом рилив-терапии является диалог с вопросами, направленный на поиск формирующей травмы или опыта. Сам Е.А. Поляков назвал этот подход "случайный попутчик". То есть, по аналогии с ситуацией исповеди незнакомцу, которому мы готовы доверить наше внутреннее, уверенные, что больше никогда его не увидим. Подобно случайному попутчику, терапевт не ставит целью какие-либо конкретные изменения, его единственная задача —  выслушать рассказ, проявляя полное доверие и принятие всего услышанного. Без оценок и корректировки он ведёт диалог, направленный на раскрытие травмирующей истории, лежащей в основе имеющейся проблемы.

Метод "случайного попутчика" в рилив-терапии основан на процедуре исторического дебрифинга, используемого для опроса военных после боя. Суть ее заключалась в реконструкции хронологического хода событий с упором на факты, описываемые непосредственно участником, без последующей интерпретации. При этом под "фактической реальностью" понимались не только внешние детали, но и внутренние переживания в виде мыслей, чувств и предположений, повлиявших на принятие решений.

Аналогичным образом рилив-терапевт стремится реконструировать ход травмирующей ситуации глазами ее непосредственного участника, концентрируясь на первоисточнике — восприятии события им, а не на последующем осмыслении. Это позволяет выявить ключевые детали, вызвавшие первичную реакцию.

В процессе рилив-терапии психотерапевт, безусловно, использует собственные интерпретации, однако не озвучивает их напрямую клиенту. Его задача — проверять предположения посредством целенаправленных вопросов, позволяющих клиенту самостоятельно подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу. В случае расхождения интерпретации терапевта с восприятием событий клиентом она отбрасывается. Цель заключается не столько в навязывании выводов, сколько в создании условий для самостоятельного осмысления и формирования необходимых выводов непосредственно клиентом на основе его собственного опыта.

Техника общения в рилив-терапии опирается на два основных принципа:

  1. Пассивное слушание. На начальном этапе терапевт предоставляет клиенту полностью свободно рассказать о проблеме, не перебивая и не задавая уточняющих вопросов. Основная задача — внимательно выслушать, периодически демонстрируя заинтересованность, но не отвлекая на себя. Этот этап требует 10-15 минут для полного выговора, но иногда растягивается на часы.
  2. Активное слушание. На последующем этапе терапевт приступает к целенаправленному расспросу с целью обеспечить максимально полное восстановление всех деталей и подробностей интересующей его травмирующей ситуации. Задавая вопросы, он стимулирует воспоминания клиентом дополнительных обстоятельств, мыслей, ощущений, побуждая раскрыть все нюансы произошедшего.

Общение в рилив-терапии строится на нескольких принципах:

  1. Задавать широкие и ненаправленные вопросы, позволяющие клиенту максимально полно описать ситуацию.
  2. Обобщение путем выявления всех возможных связей проблемы с другими сферами жизни клиента. Например, терапевт задаёт вопросы о частоте, похожих эпизодах, сходных переживаниях.
  3. Акцент на фактологических деталях — хронологии, месте, участниках, восприятиях и переживаниях, а не только интерпретациях.
  4. Использование подсказок из поведения и речи клиента, например, часто повторяемых слов, эмоций, эпизодов, для раскрытия дополнительных деталей посредством уточняющих вопросов.

Целью является максимально полное восстановление контекста проблемной ситуации глазами клиента для последующего осмысления.

В процессе обсуждения терапевт неоднократно перефразирует и излагает вопросы по данной теме с целью максимального освоения ее клиентом. Вопрос оставляется открытым до тех пор, пока внимание клиента полностью не сосредоточится на другом аспекте. Поэтому постоянный мониторинг очень важен.

Эффективным приемом является задание парных вопросов с противоположной направленностью, например контрастирующих аспекты жизни клиента, которые являются для него вынужденными и соответствующими собственному выбору. С помощью такого подхода терапевт стимулирует всестороннее осмысление проблемных тем до полного их исчерпания в рамках сеанса. Цель состоит в максимально полном раскрытии клиентом всех нюансов обсуждаемой ситуации.

В процессе беседы терапевт использует различные подсказки из речи клиента для детального освещения проблемной темы. Если клиент, к примеру, упоминает о своей усталости, он может задать уточняющий вопрос о ситуациях, в которых такое ощущение возникало ранее. Аналогично терапевт реагирует на высказывания о нехватке внимания, страхах, трудностях отказывать в просьбах или действовать против воли, изучая каждый аспект более подробно.

При этом он периодически обращает внимание на детство клиента, выясняя, имелись ли тогда подобные эпизоды и ситуации. Такая работа с подсказками из речи позволяет максимально полно реконструировать жизненный опыт, влияющий на формирование имеющейся проблемы.

На что нужно обращать повышенное внимание?

В ходе рилив-терапии терапевт уделяет особое внимание эмоциональному состоянию клиента. Его задача — контролировать динамику сеанса таким образом, чтобы при воспоминании и описании значимых событий у клиента возникали эмоциональные реакции. Если он сдержанно пересказывает детали прошлого без видимых переживаний, терапевт старается вернуть его к подлинным ощущениям того времени, задавая уточняющие вопросы. Так как только достижение эмоционального резонанса с прошлым позволяет глубоко осознать и проработать значимые аспекты, влияющие на проблему. Без этого терапевт не сможет добиться значимых результатов в работе с клиентом.

В процессе терапевтической беседы, когда клиент испытывает сильные эмоциональные реакции на описанные события, терапевт может прибегнуть к регрессивному методу. Он ненавязчиво интересуется, возникали ли ранее подобные ситуации, задавая вопросы типа: "Были ли подобные случаи ранее?" или "Можете ли вы припомнить что-либо подобное из своего детства?". Цель состоит в том, чтобы помочь клиенту вспомнить и осознать все проявления данной проблемы на разных этапах его жизни, ретроспективно восстанавливая цепочку событий вплоть до самого первого эпизода. Это способствует более глубокому пониманию корней и динамики формирования имеющейся проблемы.

В процессе рилив-терапевтической беседы специалист соблюдает определенный ритм задаваемых вопросов. Во второй и третьей четвертях сеанса он активно зондирует клиента, направляя разговор к детализации и углублению обсуждаемой проблемы. Однако по мере приближения к концовке темп вопросов снижается. Цель состоит в том, чтобы в начале сессии достичь максимального снятия психологических барьеров и "ввести" в тему, а к концу — обеспечить полноту реакций и осознание всех деталей. При сопротивлении клиента, сильной эмоциональной нагрузке или нехватке воспоминаний терапевт возвращает его к затронутой теме мягким, но настойчивым образом.

Идеальным результатом рилив-терапевтической сессии является выведение клиента в эмоциональное состояние умиротворения и спокойствия. Считается положительным, если после сеанса он больше не испытывает потребности возвращаться и углубляться в обсуждаемую проблематику. Если тема перестает вызывать острые эмоциональные реакции, это может свидетельствовать о том, что она полностью или частично разрешена на уровне сознания и подсознания. В целом, после эффективно проведенной сессии мысли и чувства клиента по поводу обсуждаемого опыта могут существенно смягчиться и приобрести более сбалансированный характер. Это свидетельствует о его успешной проработке с терапевтом на эмоциональном и рациональном уровнях.

Какие еще техники применяются?

Одной из дополнительных техник рилив-терапии является "Предмет в теле". По своей сути она схожа с эмоционально-образной терапией. Клиенту предлагается представить образом свою проблему и внутренне "увидеть" ее. Затем терапевт уточняет детали образа задавая вопросы аналогичные стандартному интервью.

В отличие от ЭОТ целью здесь является не только осознание, но и "удаление" или "уничтожение" образа-проблемы после ее полной проработки. Этот этап позволяет символически "избавиться" от негативного влияния фактора и завершить работу с ним на подсознательном уровне. Далее терапевт стимулирует клиента заполнить "пустоту" более позитивным и ресурсным образом. Данная техника способствует более глубокой трансформации проблемы.

Одним из дополнительных методов рилив-терапии является метафорическая возрастная регрессия на воображаемой "линии времени". Для этого клиенту предлагается представить себя путешествующим в прошлое, к примеру, на воображаемом лифте в свое детство. По мере возвращения в прошлое терапевт помогает локализовать ключевую раннюю травму или ситуацию, лежащую в основе проблемы.

Затем применяется техника "рескриптинга": клиенту предоставляется возможность вообразить данный эпизод заново, изменив его протекание или собственное отношение к нему в более позитивном и ресурсном ключе. Это позволяет символически "переписать" историю на более благоприятный лад с целью трансформации негативного влияния раннего опыта.

Также можно применять методы арт-терапии. Позволяя клиенту воспроизвести образно ключевые моменты жизненного опыта с помощью рисунков или иных невербальных форм выражения, терапевт получает дополнительные средства для работы. Клиент сам изнутри открывает глубинные механизмы, которые затем вместе с терапевтом подвергаются анализу. 

Это помогает комплексно охватить как рациональные, так и неосознанные аспекты проблемы. Зачастую клиент находит символические значения в созданных им образах, обретая дополнительное понимание себя. Терапевт же получает широкие возможности для работы с подсознательными механизмами через невербальные формы выражения, что способствует более глубокой трансформации.