Психологические травмы: виды и их влияние на жизнь человека

Психологическая травма — это сложившееся внутреннее состояние личности вследствие крайне значимого жизненного события или длительного воздействия негативного фактора. Под психологической травмой понимают накопленные внутренние переживания, которые человек не может полностью осознать и принять.

Такая травма может возникнуть как из-за единичного мощного стрессогенного стимула, так и в результате длительного хронического стресса. Во втором случае накапливается негативный эмоциональный опыт, так и не найдя выхода.

Проявляется травма в виде неосознаваемых механизмов, искажающих восприятие мира и поведение человека. Он может испытывать сильные страхи и психосоматические расстройства без понимания их причин. Психологическая травма таким образом представляет собой застрявшие без разрешения в подсознании переживания и ассоциации, негативно влияющие на личность.

Детально о психотравме

Психологическая травма может затрагивать как детей, так и взрослых, однако ее невозможно увидеть невооруженным взглядом. Хотя, как подчеркивают американские исследователи, она способна привести к изменениям в структуре головного мозга и замедлить психоэмоциональное развитие, оказывая негативное влияние как на психику, так и на физическое состояние индивида на протяжении длительного времени.

Если травматический опыт останется непроработанным, он может перерасти в посттравматическое стрессовое или комплексное посттравматическое стрессовое расстройство. Причиной возникновения травмы является не само потрясающее событие, а неспособность человека адаптивно с ним справиться и принять испытанные эмоции, когда уровень стресса превысил его возможности совладания.

    Например, маленький ребенок столкнулся со стрессовой ситуацией: на него напала большая собака. По природе своей детский организм еще не готов к таким внезапным проявлениям агрессии. Хотя на самом деле пес, скорее всего, просто хотел поиграть и проявить энергию, ребенок не смог правильно истолковать его поведение. Возможно, собака стала гоняться за ним или тыкаться носом в него слишком активно. Все это испугало малыша, он расплакался от непонимания происходящего и страха перед столь крупным животным. Инстинктивно он побежал к близким взрослым за защитой и поддержкой. В данном случае ребенку была нужна помощь родителей в преодолении острого стресса и страха. Как именно ситуация развивалась дальше, зависело от реакции взрослых.

Если родители не смогли оказать должной эмоциональной поддержки ребенку после стрессовой ситуации с собакой, а восприняли его испуг и слезы негативно, накричав или даже наказав, то это могло привести к формированию психологической травмы у малыша. Он не получил понимания со стороны близких взрослых и не смог адаптивно справиться с эмоциями при таком поводе. Как следствие, у ребенка могло закрепиться чувство страха перед собаками и опасения обращаться за помощью, когда это действительно необходимо. Все это может негативно сказаться на доверии ребенка к окружающим и на развитии навыков преодоления трудностей в будущем, заложив травмирующий фундамент в раннем детстве.

Допустим, родители рационально отреагировали на произошедшее. Они оказали ребенку эмоциональную поддержку, обняв и успокаивая. Затем объяснили ситуацию доступным языком, поняв и приняв его страх. Родители раскрыли причины поведения собаки и продемонстрировали понимание чувств ребенка. Такой подход позволил малышу осознать, что его реакция была адекватной, а страх — нормальным. Благодаря эмпатии и поддержке взрослых, ребенок сумел справиться со своими эмоциями. Его тревога исчезла при осознании, что собака не хотела нападать.

Больше не оставшись в одиночестве перед опасностью, ребенок не почувствовал себя беспомощным. Это предотвратило формирование психологической травмы и будущих страхов. Малыш научился доверять своим близким.

Откуда берутся травмы в раннем возрасте?

В подростковом или детском возрасте источники психологической травмы чаще всего возникают внутри семьи, поскольку ребенок, из-за этапа активного психического развития и особенностей восприятия мира, еще не способен самостоятельно совладать со сложными эмоциями, возникающими в ответ на трудные жизненные события. Если в такие моменты родители не оказывают должной эмоциональной и практической поддержки, не помогают ребенку выразить и понять переживания, они остаются запретными и могут впоследствии негативно отразиться на психике и поведении взрослого человека. В то же время, благодаря заботе и сопереживанию близких в детстве, личность овладевает навыками конструктивного саморегулирования эмоций и преодоления жизненных трудностей.

Запертые в детстве эмоции из-за травмирующего опыта впоследствии могут проявиться на разных уровнях функционирования взрослого человека. На эмоциональном - может  быть чувство вины, стыда, одиночества, низкая самооценка, трудности в установлении близких отношений. В поведении — аутоагрессия, зависимости, избегание триггерных ситуаций, проблемы с контролем гнева. На когнитивном уровне — негативные автоматические реакции, искаженные схемы восприятия себя и мира, трудности в принятии положительной обратной связи. На физиологическом уровне — соматические заболевания, нарушения сна, повышенная тревожность и возбудимость.

Травма отвержения

Одним из распространенных типов ранней травмы является непринятие и отвержение со стороны родителей. Даже непроизнесенные вслух, а лишь передаваемые невербально послания "Мне некогда!", "Я тебя не люблю!", "Не мешай!", "Сам сделай!" могут нанести внутреннюю травму ребенку.

Застрявшая в подсознании обида от заведомого игнорирования со стороны близких людей в детстве может проявляться во взрослом возрасте в виде повышенной чувствительности к ситуациям отвержения. Такой человек не переносит отказов, одиночества, игнорирования, опасается потери близких отношений. Сквозь призму детского непринятия он воспринимает подобные сигналы окружающих как личное оскорбление.

Внутренняя обида закрывает путь к эмоциональной близости и препятствует развитию безопасных привязанностей.

Нарциссическая травма

Нарциссическая ранняя травма может иметь место при постоянных упреках, чрезмерной требовательности и критике со стороны родителей, которые не принимают ребенка таким, какой он есть.

Застрявшие в подсознании страх, обида от непрерывных осуждений могут привести к глубокому чувству стыда и недостойности самого себя. Такой человек с детства начинает воспринимать себя как несовершенного и недостойного любви, испытывает постоянный дискомфорт от собственного "Я". Подсознательный страх новой критики или упрека блокирует способность принимать себя и доверять собственному мнению. Даже малейшие замечания могут восприниматься как невыносимое оскорбление.

Травма покинутости

Еще одним источником ранней психологической травмы может стать уход из семьи одного из родителей (например, отца) или отдача ребёнка на воспитание другим людям (например, бабушке). Застрявшие в подсознании страхи покинутости и обиды на повторяющиеся расставания в детские годы могут привести к развитию мнительности, недоверчивости и высокой ревности во взрослом возрасте.

Такой человек будет постоянно переживать тревогу о расставании с близкими, опасаться предательства. Его будет мучить потребность контролировать партнёров, чтобы предотвратить потерю. Малейший намёк на отдаление или независимость другого человека может расцениваться как предвестие скорого расставания и вызывать бурную реакцию паники.

Взрослый человек также подвержен риску получения психологической травмы, поскольку механизм ее возникновения остается тем же — превышение уровня личностного стресса возможностями субъекта совладать с ним.

Что надо учитывать? 

При накоплении негативных событий (увольнение, болезнь, утрата питомца и т.д.) запас психоэмоциональных ресурсов постепенно истощается. И последующее тяжёлое переживание, например смерть близкого, может стать критическим.

В таком состоянии уязвимости даже незначительный стресс рискует "перелить чашу" — переживания окажутся не переносимыми, так как личность физически истощена. Именно такая кумуляция негатива на фоне субъективной дезорганизации и разрушенных ресурсов способна привести взрослого человека к формированию психологической травмы.

Есть ли возможность предугадать, что может стать источником травмы?

Нельзя однозначно предсказать, какие именно события или обстоятельства окажут травмирующее воздействие на ту или иную личность. Это зависит от целого комплекса факторов. К примеру, одни и те же происшествия могут восприниматься и переживаться разными людьми по-разному в зависимости от особенностей их психического склада, жизненного опыта. Особенно это касается детей, на формирование которых большое влияние оказывают родители и другие близкие взрослые. Именно их реакция и поддержка способны смягчить воздействие негативных событий и не допустить травмирования. Даже сверстники порой могут сыграть положительную роль, если обладают устойчивой психикой и навыками конструктивного переживания сложных эмоций, которыми готовы поделиться со своими друзьями.

Не столько сила или общественная значимость внешнего стрессового воздействия, сколько возможность адекватно среагировать на испытываемые эмоции и получить своевременную социальную поддержку определяет, может ли данное событие стать психологической травмой. Даже такие крайне негативные жизненные обстоятельства, как нападение, изнасилование или утрата близкого, не обязательно приведут к травматизации, если личность сумела своевременно выразить переживания и получила необходимую помощь. В то же время даже относительно обыденные неудачи, отказы или неудовлетворительные результаты в какой-либо сфере могут стать источником психологической травмы, если эмоции от таких событий останутся нереализованными и неразделенными с близкими.

Виды психотравм

Существует несколько основных типов психологической травмы:

  1. Острая травма возникает внезапно при резкой угрозе жизни человека или его близких — это могут быть аварии, нападения, стихийные бедствия.
  2. Шоковая травма рождается в ситуациях внезапного потрясения психологического благополучия — потеря работы, разорение, неожиданный разрыв отношений и т.д. Человек оказывается не готов к такому исходу событий.
  3. Хроническая травма формируется при систематическом воздействии негативных факторов на протяжении длительного времени, как, например, в случае детства в дисфункциональной семье, затяжного психологического насилия. При этом отдельная ситуация не приводит к травме, ее порождает длительное накопление переживаний.

Взрослые чаще получают острые и шоковые психологические травмы вследствие неожиданных инцидентов: несчастных случаев, потерь, стрессовых событий, с которыми тяжело справиться в одиночку. В то же время раннее детство — особенно чувствительный период, когда личность только начинает формироваться. Поэтому длительное влияние неблагоприятных факторов, как правило, приводит именно к хроническим детским травмам, когда эмоции подавляются изо дня в день, а ребенок не может найти должной поддержки.

Однако ни возраст, ни тип события не определяют окончательно возникновение травмы. Обычно она возникает там и тогда, где из-за каких-либо причин оказались нереализованными внутренние переживания человека.

Как проявляется травма?

На эмоциональном уровне это проявляется в следующем: 

  • - Чувство опустошенности. Человек испытывает внутреннее одиночество и пустоты внутри себя.
  • - Эмоциональные реакции, несоответствующие ситуации. Например, есть риск разрыдаться при незначительном замечании или срываться из-за мелочей.
  • - Нестабильность и вспышки гнева. Человек переходит на крик, агрессию или конфликты по пустякам.
  • - Специфические фобии, например, страх ездить на машине после ДТП или боязнь высоты после падения.
  • - Хроническая тревожность. Человек постоянно находится в напряженном состоянии.
  • - Агрессия, в том числе аутоагрессия. Человек может быть склонен к самоповреждениям.
  • - Сниженная стрессоустойчивость. Человек легко "выбивается из колеи" перед лицом трудностей.
  • - Навязчивые чувства вины или ответственности. Например, паранойя после стрессовой ситуации.

Когнитивные проявления:

  • - Болезненные воспоминания и ночные кошмары, в рамках которых человек заново переживает травмирующее событие.
  • - Неадекватная самооценка — либо заниженная, когда человек себя не ценит, либо завышенная.
  • - Мысли о собственной "неполноценности" и "неправильности", типа "со мной что-то не так".
  • - Искаженное восприятие реальности и постоянное ожидание угрозы.
  • - Трудности со способностью описывать собственные эмоции и чувства — алекситимия.
  • - Затруднения в принятии положительной обратной связи о себе.
  • - Постоянное анализирование уже произошедших событий и их последствий.

Проявления в поведении:

  • - Воспроизведение или провоцирование похожих на травмирующую ситуации. Например, постоянные конфликты на работе после буллинга в школе.
  • - Избегание всего, напоминающего о пережитом. Человек старательно обходит определенные темы разговоров, места и ситуации.
  • - Зависимости (алкоголь, наркотики, азартные игры и пр.) — попытка заглушить негативные чувства.
  • - Замкнутость и страх одиночества, стремление контролировать окружение.
  • - Низкий уровень энергии, апатия и торможение в принятии решений из-за истощения ресурсов на сопротивление травме.
  • - Агрессия в отношениях с другими людьми, стремление перенести обиду на окружающих.
  • - Нарушения сна, аппетита, концентрации внимания и пр.

Психосоматика, то есть проявления уже на физиологическом уровне:

  • - Физические симптомы без органических причин — головные боли, боли в спине и мышцах, тошнота, проблемы со сном, изменения аппетита и веса.
  • - Хроническая усталость и истощаемость, быстрая утомляемость.
  • - Астенический синдром — повышенная возбудимость и раздражительность нервной системы.
  • - Соматовегетативные нарушения — потливость, спазмы кишечника, скачки АД, проблемы с сердцем.
  • - Аутоиммунные заболевания — результат длительного стресса для организма.
  • - Нарушения сна (беспокойный, фрагментированный), кошмары.
  • - Изменения внешности (похудение, прибавка в весе, ухудшение состояния кожи и волос).

Одной из ключевых особенностей любой психологической травмы являются именно ее долгосрочные последствия, способные коснуться различных сторон личности человека. В случае острой или шоковой травмы обычно страдает тот или иной аспект — эмоциональная сфера, мышление, поведение, физическое состояние. Однако при хронической травме, возникающей в результате длительного негативного воздействия, как, например, при психологическом насилии в семье или в рамках отношений, последствия затрагивают человека глобально и комплексно, проникая на все уровни личности. Именно поэтому восстановление после такого рода травм зачастую бывает более трудным и затратным процессом.

Детская психотравма зачастую приводит к тому, что человек теряет чувство целостности и согласованности как с самим собой, так и с окружающим миром. Такой человек испытывает трудности с реализацией и нахождением ценности в различных сферах жизни, однако может не осознавать этого.

Например, женщина, подвергшаяся насилию в детстве, может мириться с изменами мужа, считая, что "так и должно быть". А мужчина, пострадавший от жестокости родителей, будет отрицать очевидные проблемы в собственной жизни и связывать их с внешними обстоятельствами.

У таких людей хаотична смена друзей, мест работы, увлечений: они пытаются найти себя и смысл, теряя чувство целостности и видя проблему в окружающих. Для осознания психотравмы и мотивации ее проработки человек должен выработать определенную рефлексию и готовность принять собственные переживания.

Психологическая травма, возникшая однажды в результате какого-либо инцидента, не исчезнет бесследно сама по себе или со временем. Напротив, ее последствия могут накапливаться и обостряться на протяжении жизни человека, провоцируя развитие и других психических проблем.

Однако есть положительный момент: травму можно успешно проработать и преодолеть любом возрасте, пережив еще раз событие и эмоции, сопровождавшие его. Это позволит освободиться от груза прошлого и вернуть гармонию в жизнь.

Впрочем, самостоятельная работа над травмой, как правило, затруднительна и малоэффективна. Гораздо продуктивнее обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет человеку пройти путь осознания и принятия пережитого, а также найти механизмы, позволяющие справиться с последствиями травмы для дальнейшего эмоционального благополучия.